Главная | Регистрация | Вход | RSS Вторник, 16.10.2018, 22:54

Аккиреевская средняя общеобразовательная школа

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

О нашем селе

Географическая справка.
    Село Аккиреево расположено на севере Черемшанского района Республики Татарстан (в 29 км к северу от с.Черемшан). На востоке граничит с населенными пунктами Карамышево, Нижняя Каменка, на юге-с Кутемой, на западе-с Ивашкино, на севере с Новошешминским районом.
Территория- 2765 га (сельскохозяйственные угодия.—2653,из них пашни 2437).
Население: в 1992 – 741 жителей, на 1.01.2006г.— 687. Чуваши.
Производство - сельское хозяйство: полеводство, молочное скотоводство.
Почва: чернозем, дерновая и дерново-подзолистая.
На территории населенного пункта богатые запасы нефти и нефтебитума.
Через село протекает река Сульча (бассейн реки Шешма).
Средняя школа, дом культуры-библиотека, ФАП, 4 торговые точки, детский сад «Аленушка». Построена церковь.
 
 
Аккиреевская церковь
 
1  Краеведческий музей( в здании Аккиреевская СОШ)
2. Братская могила умерших в годы голода 1921-1922. (Похоронено около 900 человек)
3. Карамышевский вал. IX-X вв. Часть грунтовой дороги, заложенной к приезду Екатерины II в Казань.
4. Храм свт. Василия Великого. Восстановлен на месте старого храма.
5. Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне.
 
Хронологии истории села.
    Все мы любим свое прекрасное село. Его история не менее увлекательна и драматична, чем история других населенных пунктов края, но она более близка нам потому, что ее героями являются наши предки. Изучение ее поможет нам лучше понять и полюбить историю всей России.
* IX-X вв. Строительство Карамышевского вала (участок границы Волжской Булгарии)
* 1730- е годы. Возникновение деревни Аккиреево. Основатели—приезжие чуваши из деревень нынешнего Дрожжановского района РТ
* 1780 год. На территории Аккиреево проживало 163 душ новокрещенных чуваш
* начало XX в. Открытие православной церкви и церковно-приходской школы при ней
* 1914-1918 годы. Первая мировая война. Многие аккиреевцы призваны в действующую армию
* 1920 год, февраль. Вилочное восстание. Аккиреевские крестьяне восстали против продотрядников и представителей Советской власти
* 1921-1922 годы. Страшный голод. В Аккиреево умерло около 900 человек.
* 1929-1930 гг. Коллективизация. Крестьянские хозяйства объединяются в колхоз.
* 1930-е годы. Массовые репрессии. Дела кулаков, верующих и инакомыслящих.
 
Предпосылки появления нашего села.
    В начале XVIII века чувашские крестьяне, переселившиеся из деревень ныне Дрожжановского района, основали деревню Аккиреево. Переселенцам пришлось долго отстаивать свои земли от притязаний новотроицких помещиков.
 В.Д.Димитриев, доктор исторических наук, профессор
    Аккиреево – очень древнее поселение, люди здесь жили задолго до прихода сюда чуваш в конце 17 – начале 18 века. Зона оборонительных укреплений булгар (Ивашкинская, Кутеминская крепости, Карамышевский вал и др.), несомненно, требовала постоянных поселенцев – жителей. Само название села Ак-Кирей (Белый Кирей) говорит о связи его с древним тюркским родом Киреи – кересы, а позднее с потомками Киреев – кипчаками и ногайцами. Н.С.Фролов,краевед
    «В начале XVIII века, - говорится в народном предании, записанном в 1965 году чувашскими учеными – чувашские крестьяне, переселившиеся из деревень ныне Дрожжановского района, основали деревню Аккиреево. Переселенцам пришлось долго отстаивать свои земли от притязаний новотроицких помещиков». Предание хранится в чувашском НИИ истории, языка и литературы, опубликовал его В.Д.Дмитриев. Тот же автор далее сообщает, что чуть позднее в Черемшанский район пришла еще одна партия переселенцев из Дрожжановского района, в частности из деревень Чекурское и Яланвар. Эти переселенцы еще на родине прошли крещение, но на пути в новую землю побросали кресты в Волгу и поселившись в районе реки Черемшан (Чувашское Афонькино, Ишла и др.), продолжали пребыть в язычестве. Пребывшие из деревни Чекурское и их потомки молились и делали жертвоприношения Чекурскому божеству. Второе предание записано еще в 1904 году Т.Ивановым.
Эти два предания помогают объяснять многое из истории этого и других сел. О времени образования мы еще поговорим, а сейчас зададимся вопросом: почему боролись аккиреевцы с новотроицкими помещиками? Ведь чуваш переселяла казна, почему же не защитила их от притязаний на их землю соседей? Дело все в Чекурском божестве. Переселение вело тогда церковное ведомство, у нас в районе в частности, все оформлялось через Рождественскую церковь. Законное право на землю и льготы по налогам имели только фактически принявшие православную веру. Часть же чуваш из Дрожжановского района отказалось от нее. Естественно, сразу же возникли проблемы с землей, ее попросту не дали. Аккиреевцам пришлось вступить в длительную тяжбу. Со временем они чего-то выхлопотали, а вот новопоселенцы д.Ишла так и ничего не добились от казны, им пришлось купить землю у башкир. Скорее всего аккиреевцы все же христианскую веру приняли, но позднее многие из них попали под влияние старообрядчества, в частности беспоповской его ветви и позднейших ее трансформаций (молокане – пашковцы – трясуны – христиане-евангелисты – меннониты – баптисты). Влиянию было откуда взяться: река Черемшан была одним из центров раскольничества в России. Семенов – Тян-Шанский в своем труде «Россия» говорит о Черемшанских скитах в устье реки, где жили иерархи раскольническтва, основавшие впоследствии раскольничий город Хвалынск. Тот же автор называет старообрядческим целые села в нашей округе – Эштебенькино, Николо Таяба, кстати, оба – чувашские села. В стране, где вопросы «свободы совести», вероисповедания находились чуть ли не всегда под оком государства, иноверие не приводило ни к чему доброму, и пример тому – трагическая история Аккиреева.
В 1780 году оно представляло из себя единую деревню под названием Аккиреева, где по шестой ревизии значилось 163 ревизских (мужских) души крещеных чуваш. По численности населения это вторая деревня после волостного села Кутема, и в два раза населеннее, чем соседнее Карамышево.
Через 80 лет по данным на 1859 год, здесь зафиксированы уже две деревни: Большая Аккиреева и Малая Аккиреева. В первой 159 домов с 888 жителями, во второй - только 10 с 94 жителями. Почему произошло разделение? Появились поселенцы иной веры, скореев сего христиане-евангелисты не признающие ни церкви, ни попов. Впрочем и для крещенных чуваш под 1859 годом церкви в селе не значится. После реформы 1861 года обе деревни входят в однуземельную общину, где 3400 десятин земель.
К 1897 году население в объединенной деревне выросло до 1507 человек, а к 1906 – до 1700. Большая часть крестьян землей владела общинно, но появились и частные владельцы земли – 9 хозяйств, у которых в общей сложности было 60 десятин – по 3 десятины на мужскую душу, тогда как мужская душа в общине имела в Аккиреево (1906 год) 42 десятины. Так что частник был еще жалок. Он и не успеет как следует укрепится, хотя число частных владельцев после Столыпинской реформы и увеличится. Не успеет потому, что грянет революция.
Кутеминская и Кутушская волости Чистопольского уезда были в числе немногих в Казанской губернии, где землю у частников стали отбирать еще до прихода большевиков к власти в Петрограде, в этих волостях они главенствовали в земельных комитетах Временного правительства уже с весны 1917 года. Тогда землю отняли только у частных владельцев, большая же часть крестьян продолжала пользоваться землей в общинах. Но общей бедой всех стало изымание хлеба в порядке продразверстки. Именно продразверстка привела к восстанию крестьян в Закамье в феврале 1920 года.
В нашем районе было два центра этого восстания – Беркет Ключ и Аккиреево. В обзоре НКВД ТАССР «Повстанчество» есть такие сведения: «13 февраля 1920 года восстание началось в Аккирееве. Повстанцами убиты Иванушкин – председатель волисполкома, Виноградов, член волисполкома, Шушкевич, уполномоченный уездного исполкома, Сиразетдинов, Андреев, Кузнецов – продотрядники, а также: Попков, Юмаев, Глухов, Буров, Захаров, . Ограблено 10 домов. Зачинщики: Башкуров Иван, Глухов Дмитрий, Глухов Рохор, Дубов Трофим, Илякин Михаил, Иванкин Дмитрий, Агафонов Данил, Колостовский, Глушков Григорий, Глушков Константин». Я не знаю дальнейшую судьбу «зачинщиков», да и едва ли они все были из Аккиреева, но ясно что добром для них все это не кончилось, как и для всей деревни: весной и летом 1920 года в этом районе действовали два карательных отряда, присланных из Москвы: отряд мадьяр красноармейцев и рота китайцев.
Восстание не оставило продразверстку осенью 1920-го стали, по постановлению молодого Татарского обкома ВКП (б), отбирать и семена в так называемые «общественные амбары». Ржи, как основной продовольственной культуры, посеяли под урожай 1921 года мало, да и та не выросла из-за небывалой засухи, длившейся до августа 1921. Разразился голод. Весной 1922 года только в одном Аккирееве похоронили более 800 трупов. Из почти двухтысячной предреволюционной деревни в Аккиреево осталось не более 300-350 жителей.
К октябрю 1930-го здесь проживало уже 875 человек. Началась коллективизация. Я не знаю в районе другой деревни, где бы пострадало людей от репрессий 30-х годов больше, чем в Аккирееве. И не потому, что здесь было больше кулаков, какие уж кулаки в недавно почти полностью вымершей деревне! Срабатывало клеймо «вилочник», власть жестоко мстила за восстание 1920 года. Только осенью 1937 года и только в результате одной так называемой «кулацкой операции НКВД» из Аккиреева были расстреляны четверо и трое «упрятаны» на 10 лет.
В конце тридцатых годов, уже перед самой войной в Аккирееве прошли аресты верующих христиан-евангелистов. Было сфабриковано аж два дела о «контрреволюционных организациях», по которым на 10 лет осуждены более 10 человек, среди них 4 женщины. 
Война унесла жизни – еще около ста аккиреевцев , так что при некоем обследовании деревень района в 1946 году Аккиреево оказалось самой истерзанной и самой бедной деревней в районе. Далее ее судьба сходна с судьбами других деревень и сел района: восстановление хозяйств, объединение - разъединение колхозов и сельсоветов, тщетные попытки выбиться из нужды. Реально жизнь начала восстанавливаться в конце 60-х годов с появлением в доме денег (денежная оплата труда в колхозах, пенсии, личный скот на подворьях).
Аккиреево – очень древнее поселение, люди здесь жили задолго до прихода сюда чуваш в конце 17 – начале 18 века. Зонаоборонительных укреплений булгар (Ивашкинская, Кутеминская крепости, Карамышевский вал и др.), несомненно требовала постоянных поселенцев – жителей. Само название села Ак-Кирей (Белый Кирей) говорит о связи его с древним тюркским родом Киреи – кересы, а позднее с потомками Киреев – кипчаками и ногайцами. Кипчакский род Киреев был многочислен в Закамье князья из Киреев были на ханском троне, а закамский Кирей – Юсуф (отец Сююмбике) был влиятельным человеком не только в Закамье, но и во всем Казанском ханстве. Известен также Гирист –бик с вотчинами в недалеком Азнакаевском районе. Аккиреево, таким образом, по меньшей мере еще в период Казанского ханства было вотчиной одного из ногайских князей. Тюрки-кипчаки оставили здесь и еще один топоним, сохраняющийся и до сих пор, это улица в Аккиреево под названием Киргиз (Киргизский конец) – от пребывших здесь когда-то киргиз-кайсаков.
Конечно же, многовековая история Аккиреево таит в себе немало бед, страданий и лишений народных. Но едва ли в ней был еще один такой же период, как скажем, 1917-1947 годы, когда страдания сопровождались и выхолащиванием всего человеческого из человека, когда размывалась, не казалась столь уж непереходимой грань между человеком и животным, когда человеческая подлость выдавалась за добродетель. Ведь только в этот период человека доводили до такого состояния, что он мог решиться и на каннибализм и на трупоедение, и на массовое предательство, доносы, и на отрешение самого себя как личности…
Избавились ли мы навечно от всего этого, не грозит ли нам возврат к прошлому, отвергнем ли мы расхожее – история ничему не учит? Эти вопросы, к сожалению, так и остаются пока вопросами без ответов.
(см. также «Краеведы нашего села»)
 
Краеведы нашего села.
1. Гордеев Василий Гордеевич— участник первой мировой и гражданской войн. Агроном. История села и колхоза. Умер в 1967 году.
2. Борисов Виктор Николаевич— ветеран войны и труда. История и этнография села. Проживает в Казани.
3. Симакова Мария Ильинична— бывшая старшая пионервожатая. История колхоза, история комсомольской и пионерской организаций. Одна из организаторов краеведческого музея. Умерла в 1998 году.
4. Соленцов Владимир Лаврентьевич— учитель истории. Организатор краеведческого музея. Материальные источники по истории села.
5. Захаров Михаил Михайлович— учитель истории. История школы, села в годы Великой Отечественной войны, репрессии 1930-х годов.
6. Макарова Елена Васильевна— учитель чувашского языка и литературы. Материальная и духовная культура жителей села: традиции, обычаи, обряды.
7. Трофимова Людмила Михайловна— учитель, руководитель краеведческого кружка. Материалы по истории школы и участникам локальных войн.
Поиск
Погода
Аккиреево
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Сегодня:
Праздники сегодня
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Курс валют
    Информеры курса валют России

    Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz